http://trezvost-kharkov.narod.ru/philosophy/zverev/trezvopolit/index.htm

 

61. СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Приведем еще один пример построения СОЗИДАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ, который, как выяснилось в последствии, был уже частично выработан и принят практикой. Но изложим все по порядку. Один из самых неприятных и разрушительно действующих на личность, общество и государство моментов, это конфликт между руководителем (администрацией) и трудовым коллективом предприятия. У него давняя традиция и есть конкретные исторические причины. Достаточно вспомнить, что все распоряжения, все давления на рядовых людей, хоть в системе государства, хоть на предприятии происходят от администрации, от вышестоящих начальников. И хоть хорошим, хоть плохим распоряжениям приходится подчиняться. Повлиять на решение начальника, особенно в лучшую сторону, считается делом почти невозможным.

И так обстоят дела в любой стране. С любым общественным устройством, с любым строем. Это воспринимается, как неизбежное зло и многие убеждены, что по-другому и быть не может. Иначе не существовала бы присказка, ты начальник, я дурак! Я начальник, ты дурак! Примеров конкретных конфликтов так много, что вряд ли стоит приводить хотя бы один и терять на это время. Лучше сразу взглянем на проблему глазами человека, знающего, что такое СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ и начнем его строить.

ПЕРВОЕ. Следуя порядку построения МОДУЛЯ, зададимся вопросом, - а в чем состоит ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОЕ ДЕЙСТВИЕ руководителя предприятия? Отвечая на этот вопрос, мы придем к выводу, что

ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОЕ ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ДЕЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ДЕНЬ ОТО ДНЯ ШЛИ ВСЕ ЛУЧШЕ, И ЛУЧШЕ, И ЧТОБЫ РУКОВОДИТЕЛЬ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВА БЫЛ ЛУЧШЕ ОТЦА РОДНОГО!

ВТОРОЕ. Продолжая выстраивать СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ дальше, то есть, решая, какими должны быть нужные для этого ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ, мы через  некоторое время придем к выводу, что они должны быть такими. Нужно сделать так, чтобы:

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РУКОВОДИТЕЛЯ ЗАВИСЕЛА ОТ ТОГО, КАК ИДУТ ДЕЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ И ОТ ТОГО, КАК УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ИНТЕРЕСЫ. Этой формуле соответствуют такие ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

Заработная плата руководителя равняется: СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА, умноженной на некоторый БАЛЛ.

Этот БАЛЛ ежемесячно выставляется руководителю ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ в лице его выборного органа, называй его хоть СОВЕТ, или КОМИТЕТ, или еще как. Суть от этого совершенно не изменится.

ТРЕТЬЕ. В перечне необходимых условий составляющих МАСШТАБ этого МОДУЛЯ необходимо отметить два самых главных.

ПЕРВОЕ - на каждом предприятии должен быть создан выборный, представительный орган трудового коллектива, о котором уже говорилось выше, СОВЕТ или КОМИТЕТ, еще раз подчеркиваем - суть не в названии.

ВТОРОЕ - все люди в обществе должны знать, как устроен, как работает СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ, и понимать важность его создания, понимать его значение.

Как уже говорилось, первоначально СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ, краткое описание которого мы только что закончили, был сконструирован как естественное следствие исследований МОДУЛЕЙ вообще. Но представьте радость автора, когда в МИНСКОМ журнале ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОБЕСЕДНИК за декабрь 1990 года, в статье писателя ЭДУАРДА СКОБЕЛЕВА "И СЕМЕРО СЛЕПЫХ НЕ ВИДЯТ ЗРЯЧЕГО!" встретилось художественное описание МОДУЛЯ реально существующего в жизни, конструкция которого во многом совпала с вычисленной по МОДУЛЬНОЙ ТЕОРИИ.

Думается, нечто похожее испытал тот астроном, что по возмущениям орбит планет вычислил место неизвестной и, направив в расчетную точку телескоп, действительно обнаружил ее. Впрочем, судите сами. Случай интересный и заслуживает самой обширной цитаты.

"Эти зрячие интеллигенты, как правило, организаторы жизни коллективов, интуитивно и сознательно открывают структурные слабости нашего строя - отсутствие живой и жизнеспособной "клетки", на уровне которой разрешались бы все основные противоречия жизни.

М. Чартаев, председатель колхоза им. Орджоникидзе в Дагестане, видит причину кризисности в том, что труженик не освобожден от наемного труда...

Вот понимание, которого так не хватало нашим высшим командирам...

Будь моя воля, я бы призвал общество изучать благородные мысли М. ЧАРТАЕВА так, как в давние годы изучались труды вождя, поскольку в словах этого человека запечатлена высшая мудрость обстоятельств, имеющая не только глубокий социальный, но и моральный смысл.

"Мы у себя перевернули пирамиду. Председатель колхоза не получает оклада, он получает в процентном соотношении от доходов самого колхозника. То есть находится в прямой зависимости от результатов его труда. И тут тоже проблема решена. На уровне колхоза решили, на уровне района решаем. Можно решить и на уровне республики, страны в целом. Не затратив для этого ни единого рубля, выигрывает народ и общество в целом, - говорит М. Чартаев. - И командная система растворяется чем? Тем, что зоотехник, например, не получает сегодня прежнюю зарплату, не молится на председателя колхоза, а председатель колхоза не может быть ему тормозом в работе. Почему? Потому что специалист находится в зависимости от доходов самой доярки, он несет персональную ответственность пред ней".

Прочитав этот отрывок легко убедиться в том, что и Чартаев, а вслед за ним и Скобелев решение проблемы дальнейшего развития экономики, совершенствования моральных устоев общества, видят в освобождении человека от НАЕМНОГО труда, для чего считают необходимым

62. ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОСТАВИТЬ В ЗАВИСИМОСТЬ

ОТ ЗАРАБОТКА РЯДОВЫХ РАБОТНИКОВ

Такая постановка дела, добавим, испытанная практикой, "переворачивает пирамиду" и ставит все на свои места. Можно обоснованно предположить, что СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ - это и есть та "жизнеспособная клеточка", о которой говорит в своей публикации Э. Скобелев. Правда возникает вопрос. Почему тогда, раз решение было найдено, оно не распространилось повсеместно? "МОДУЛЬНАЯ ТЕОРИЯ" позволяет так ответить на этот вопрос. МОДУЛЬ не был выстроен до конца. Например, в МАСШТАБЕ МОДУЛЯ (то есть в перечне необходимых условий для существования МОДУЛЯ) некоторые отсутствовали.

ПЕРВОЕ. В обществе не было (так же как и сейчас!) понимания силы именно ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ (ВНИМАНИЕ! не ДЕНЕГ как таковых, а именно ПРАВИЛ!). Не было понимания абсолютной необходимости ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ, в которых было бы записано - ЗАРАБОТОК РУКОВОДИТЕЛЯ ЗАВИСИТ ОТ ЗАРАБОТКА РЯДОВЫХ РАБОТНИКОВ И ИХ ОЦЕНКИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ. Эта непреложная истина ПОКА ЕЩЕ не стала всем известным и общим пониманием, не отрицаемым достоянием всего общества, его внутренней культуры. Так и не получило пока еще силы общественного непреложного правила, всем известного с самого раннего детства.

ВТОРОЕ. И второе, в равной степени важное, состоит в том, что на предприятиях отсутствовали выборные представительные органы трудовых коллективов (СОВЕТЫ, КОМИТЕТЫ) В ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОТОРЫХ ВХОДИЛА БЫ РЕГУЛЯРНАЯ (допустим, ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ) ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ, ТА САМАЯ ОЦЕНКА, ОТ ВЕЛИЧИНЫ КОТОРОЙ ДОЛЖНА НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТЬ ЗАРПЛАТА РУКОВОДИТЕЛЯ.

Мы перечисляем здесь абсолютно необходимые условия. На наше счастье условия достаточно наглядные. Важность их очевидна. Но кроме них отсутствовали (и так же по-прежнему отсутствует!) и другие. Например, в обществе, в ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ отсутствовал ряд МОДУЛЕЙ как более высокого, так и более низкого уровня. Снова забегая вперед, скажем, что это в первую очередь два основных (РОДОНАЧАЛЬНЫХ) МОДУЛЯ - СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА И СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Отсутствовала СИСТЕМА СБОРА, СИСТЕМАТИЗАЦИИ различных КОНСТРУКЦИЙ СОЗИДАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ. Естественно, отсутствовала система внедрения и поощрения авторов за создание и использование той или иной конструкции СОЗИДАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ, хотя бы подобная принятой в отношении изобретений, где существует патентное законодательство.

Отсутствовал и ряд других, необходимых в этом случае, государственных институтов, включая подготовку необходимых специалистов, которые могли бы организовать работу с МОДУЛЯМИ, то есть выполнять их изучение, классификацию, пополнять теорию и практику конструирования МОДУЛЕЙ, организовать службу консультаций, наблюдения и т.д.

Таким образом, мы подошли к необходимости выяснения всех ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСЛОВИЙ, АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМЫХ для существования в обществе СОЗИДАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ. То есть, мы подошли к необходимости рассмотрения СИСТЕМЫ МОДУЛЕЙ. А СИСТЕМА это, как известно, совокупность элементов, их связей и ограничений. СИСТЕМА в обязательном порядке предполагает наличие в связях элементов определенной ИЕРАРХИИ, как бы "подчиненности" одного элемента (элементов) другому.

Говоря языком наших определений, мы снова подошли к необходимости выяснения некоторого большого РОДОНАЧАЛЬНОГО МОДУЛЯ, самого главного в иерархии МОДУЛЕЙ, который и создаст условия для существования СОЗИДАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ более низкого уровня.

В свою очередь МОДУЛИ более низкого уровня входят в состав МАСШТАБА РОДОНАЧАЛЬНОГО МОДУЛЯ, то есть, говоря другими словами, являются необходимым условиям для существования самого РОДОНАЧАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

Здесь нас подстерегает некоторая особенность, на которую следует заранее обратить внимание. А состоит она в том, что, как показывает опыт, подавляющее число людей не вполне понимают важность СИСТЕМНОГО ПОДХОДА, а многие даже и не подозревают о его существовании. На современном этапе жизни это просто беда человечества. Например, люди научились совершенствовать простые обозреваемые вещи, такие, как скажем, автомобиль. Но мыслить ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ ГОРОДА не могут. Каждый стремится приобрести личный автомобиль - в итоге на улицах дымящие пробки, а скорость передвижения часто ниже скорости велосипеда.

МОДУЛИ повышают необходимость и создают условия для СИСТЕМНОГО, комплексного подхода, потому что требуют одновременного рассмотрения, и создания трех элементов из которых МОДУЛИ состоят.

Однако дела по овладению практикой рассмотрения и конструирования МОДУЛЕЙ заметно облегчатся, если люди имеющие навык системного мышления будут рассматривать сами МОДУЛИ, как некоторые системы. Но нужно помнить, что владение системным подходом само по себе не дает знания и автоматического понимания МОДУЛЕЙ и их устройства. Нужна тренировка по уяснению элементов составляющих МОДУЛЬ, связей этих элементов между собой, необходимо уяснение МАСШТАБА МОДУЛЯ, как элемента, который задает рамки (ограничения) в которых только и может существовать МОДУЛЬ как система.

Но, в принципе, об этом можно было бы и не говорить. Все приходит с познанием и тренировкой. Поэтому, построив два СОЗИДАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЯ, продолжим наши размышления в этом направлении.

 

 



Hosted by uCoz